Литература
ГДЗ 1-11 классы

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

 

Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приёмам анализа стихотворного текста.

Ход урока:

I. Блиц-опрос по пройденному материалу:

 

  1. С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм).
  2. К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»).
  3. Кто был теоретиком этой школы? (В.С. Соловьёв).
  4. Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез)
  5. Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире).
  6. Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме»)
  7. В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ»)
  8. Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов).
  9. Каким представляется лирическому герою образ Прекрасной Дамы? С кем он её сравнивает?

10.  Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л.Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки).

11.  Какие сквозные мотивы можно обнаружить в сборнике? (мотивы ожидания, появления, несовместимости путей, двойничества, жертвенности).

 

II. Изучение нового материала

 

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И цель нашего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока (запись темы и эпиграфа):

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Происходит некое раздвоение, внутреннее душевное противоречие. Поэт видит страшный мир, бездуховную действительность. Поэт, желая сохранить высоту, красоту идеала, создаёт новый образ – образ таинственной Незнакомки.

На какой образ наталкивает образ таинственной Незнакомки?

Сам поэт считал, что этот образ – антитеза Прекрасной Даме: «никакого перехода от одного образа в другой нет».

Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – на картинах Врубеля:

«Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...».

Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога, начинавшаяся у Большой Невки неподалеку от Строгановского моста. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты. Он знал толк в винах, любил, сидя за рюмкой, подолгу наблюдать за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев.

Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.

Прочтём стихотворение и обратим внимание на то, как оно построено, сколько композиционных частей в нём можно выделить.

Чтение стихотворения

  • § На сколько частей можно разделить стихотворение?

Стихотворение состоит из 2-х частей.

Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.

Разберёмся, какими средствами изображает поэт эту жизнь.

  • § В начальный период творчества Блок был символистом. Какова одна из основных черт символизма?

Музыкальность.

  • § Какими звуками наполнена эта жизнь?

Пьяные окрики, детский плач, скрип уключин, женский визг.

  • § Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

Эпитеты («воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные»), метафоры (диск луны), анафора: «И каждый вечер…».

Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки «испытанных остряков».

От описания окружающей действительности поэт переходит к изображению себя. Проанализируем 5 и 6 строфы.

  • § Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение, второе «я».

  • § Обратите внимание на лексику 5 и 6 четверостишия. В чём отличия?

Лексика 5 четверостишия высокая, поэтичная, так как поэт говорит о себе. 6 четверостишие рисует окружение лирического героя, поэтому и лексика сниженная.

Вторая часть – это мечта, сон, в котором появляется Незнакомка.

  • § Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?

Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание.

  • § Каково звуковое наполнение второй части?

Вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие.

  • § Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.

  • § Почему лирический герой привержен мечте? Почему встреча с Незнакомкой так необходима ему?
  • § Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание лирического героя?
  • § Но в чём основное отличие этих образов? Почему «Незнакомка» не может входить в цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Кроме того, если появление Прекрасной Даме происходит в храме, то Незнакомка появляется в ресторане.

Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.

Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

Найдем противоположные образы в частях стихотворения: «Горячий воздух дик и глух» - «Дыша духами и туманами»; «женский визг» - «девичий стан»; «бессмысленный... диск» луны - «солнце»; «скука загородных дач» - «очарованная даль»; «канавы» – «излучины» души; «бессмысленный... диск» - «истина».

Вывод: Всё стихотворение построено на антитезе: в нём два плана (реальный, обыденный, пошлый) и идеальный,  возникающий в душе поэта. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

Сочетание внешнего (бытового) и внутреннего (философского) сюжетов – одна из ярких особенностей лирики Блока. Обратимся к стихотворению «В ресторане». Прочитаем и попытаемся найти в нём мотивы схожие с мотивами «Незнакомки».

Чтение стихотворения «В ресторане»

  • § Какие сходные мотивы есть в этих стихотворениях?

ü  Мотив призрачности происходящего

ü  Встреча среди переполненного зала

ü  Таинственная близость героев

ü  Ряд деталей: духи, шелка.

  • § Сравним образы лирических героев стихотворений. Где характер героя более сложный?

Во втором стихотворении переживания героя более сложны.

Контраст – основное средство создания образного ряда. В чём проявляется контраст?

  • § Какие цвета представлены в тексте?

«Пожар зари» (красный) – «бледное небо»; «чёрная роза» – «золотое… аи».

  • § Что символизируют эти цвета?

Чёрный – скорбь, печаль, но роза от этого не становится менее прекрасной. Это страдающая красота.

  • § Что символизирует небо?

Небо – это вечность, гармония. И лирический герой, желая спасти Незнакомку от пошлости, посылает ей розу, прекрасную, как она сама, в золотом, как небо, вине.

Вывод: Стихотворение «В ресторане» имеет сходные мотивы со стихотворением «Незнакомка»: нереальность происходящего, таинственная близость героев, антитеза как основной приём изображения.

Любовная лирика Блока связана с философской темой, а также с раздумьями об окружающем страшном мире.

28 февраля 1912 года Блок записал в дневнике: «Вечерние прогулки по мрачным местам, где хулиганы бьют фонари, пристаёт щенок, тусклые окна с занавесочками. Девочка идёт – издали слышно, точно лошадь тяжело дышит: очевидно чахотка; она давится от глухого кашля, через несколько шагов останавливается… Страшный мир».

Примерно в это же время (1909 год) у Блока умирает сын Дмитрий.

В третьем томе соединяются все многочисленные раздумья Блока о страшном мире, о человеческом бытии. Обратимся к рассмотрению цикла «Пляски смерти». Он включает в себя 5 стихотворений:

1) «Как тяжко мертвецу среди людей…»

2) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

3) «Пустая улица. Один огонь в окне…»

4) «Старый, старый сон. Из мрака…»

5) «Вновь богатый зол и рад…»

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей. Каждое из произведений, входящих в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённой из него, теряет часть своей эстетической значимости.

1, 2 и 3-е стихотворения публиковались под заглавием «Totentanz» («Танец смерти»), лишь пятое было опубликовано под названием «Пляска смерти», и весь цикл получает название «Пляски смерти». (Танец – изящество, грация; пляска – грубость, своеволие).

  • § Кто является лирическим героем стихотворения?

Мертвец.

  • § Как чувствует себя мертвец среди живых?

Мертвец страдает от одиночества.

  • § На каком принципе построено стихотворение?

На принципе антитезы. Мертвец противостоит живой толпе – на внешнем уровне, а по сути единственно живым в стихотворении оказывается именно этот мертвец, который противопоставлен духовно мёртвому обществу.

Первым стихотворением Блок рисует зловещие черты Петербурга, даёт характеристику целой эпохе.

Из зала, «многолюдного и многоколонного» поэт, гонимый тоской, выходит на улицу, которая кажется ему продолжением неодолимой тоски. Рождается стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Чтение стихотворения

Для того чтобы разобраться, о чём это стихотворение, определим, каков мир стихотворения:

Что даёт нам первая строчка?

Указание на время и место действия стихотворения.

Чтобы разобраться в образах стихотворения, обратимся к историческому комментарию.

Действие стихотворение имеет реальную топографию: на Петроградской стороне, недалеко от того места, где Крестовский мост, перекинутый через Малую Невку, соединяет Петроградскую сторону с Крестовским островом, находилась аптека (Большая Зеленина, 44). В это малолюдное место во времена Блока часто приходили самоубийцы: они считали это место самым удобным для сведения счётов с жизнью. И одна из задач аптекаря была вытаскивать из Малой Невки тела погибших.

Но, кроме конкретно-исторического плана, в стихотворении присутствует символический. Все образы стихотворения приобретают значение символов: ночь олицетворяет хаос, мрак, пустоту, в которую уходит улица.

  • § Следовательно, какая тема поднимается в стихотворении?

В стихотворении поднимается тема смерти, смысла человеческого бытия.

  • § Каково световое наполнение текста? «Светло» ли в стихотворении? Какие слова указывают на то, что в стихотворении темно?

Здесь присутствуют слова, указывающие на свет: «фонарь», «свет». Но при существительном «свет» стоит прилагательное «тусклый».

  • § Почему именно «тусклый»? Попробуем заменить это слово синонимом:

Бессмысленный неяркий свет

  • § В стихотворении стало «светлее»?

В слове «неяркий» ударный гласный [а] – широкий, открытый, в слове «тусклый» гласный [у] – узкий, закрытый (огублённый), и само слово производит угнетающее ощущение.

  • § Почему свет фонаря назван бессмысленным?

Во-первых, потому что не освещает улицу («тусклый свет»), во-вторых, жизнь не имеет смысла («Живи ещё хоть четверть века…»), поэтому и спасительный свет аптечного фонаря становится бессмысленным.

Выявление идейных и художественных особенностей:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

предмет

предмет и его признак

время

безысходность

безысходность

время

предмет и его признак

предмет

В чём особенности композиции?

Композиция стихотворения зеркальная

Какие слова в первом и втором четверостишии можно назвать антонимичными?

«Живи» – «умрёшь».

Следовательно, на каком приёме построено стихотворение?

На приёме контраста.

Человек, вглядывается в лицо страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни:

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

и обращает взор к каналу в поисках гибели. Но и там находит отражение скуки и приходит к идее бессмысленности смерти:

Умрёшь – начнёшь опять сначала…

«Пустая улица. Один огонь в окне…»

Обратим внимание на глаголы, звуки: «охает», «скрипучие колена», «скаляськрипучие колена на глаголы, звуки: ")общими деталямие

ительнымсленности жизни. мой тоски. венно живым в стихотворении оказывае», «чем-то звякнул», «череп повернул», «крякнул», «привстал», «свалился».

Мелодия смерти приобретает плясовой ритм, пошлый, крикливый. Аптека, призванная помогать людям становится источником смерти.

Вывод: Все стихотворения цикла объединены не только общим мировосприятием, но и общими деталями, мотивами: ночь, улица, фонарь, аптека, смерть, безысходность. «Ночная эпоха» – так определил Блок своё время.

Домашнее задание:

1) Выучить стихотворение «Незнакомка»

2) Письменно проанализировать одно из стихотворений цикла «Страшный мир».

  • Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита»   Цели урока: Повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся о творчестве М. А. Булгакова; проверить з…
 
Поделиться: