Литература / Уроки / «По страницам Островского» Командная игра по жизни и творчеству А.Н. Островского

«По страницам Островского» Командная игра по жизни и творчеству А.Н. Островского

Цели:

1.  Обобщить, систематизировать и закрепить изученный материал по творчеству А.Н. Островского.

2. Развивать логическое мышление.

3. Воспитывать интерес к чтению литературы

Оборудование: Жетоны, раздаточный материал (комплекты имён героев для конкурса капитанов, кроссворды).

 

1. Блиц-опрос

  1. Назовите имя-отчество Островского (Александр Николаевич)
  2. Назовите место, где родился Островский (Замоскворечье)
  3. Назовите годы жизни драматурга (1823 - 1886).
  4. Как звали няню будущего драматурга? (Авдотья Ивановна Кутузова).
  5. Где служил Островский после окончания университета? (В московском суде)
  6. Какое сословие наиболее полно представлено в произведениях Островского? (Купечество).
  7. К какому литературному направлению относится творчество Островского? (реализм).
  8. С каким журналом активно сотрудничал Островский в начальный период своего творчества? («Москвитянин»).
  9. Какую должность занимал А.Н. Островский в последний год жизни? (Должность заведующего репертуарной частью императорских московских театров).
  10. Как называлось произведение  Островского,  принёсшее ему литературную известность? («Свои люди – сочтёмся»).
  11. Под впечатлением чего была написана пьеса «Гроза»? (Под впечатлением экспедиции по Волге).
  12. В каком году написана пьеса «Гроза»? (1859)
  13. Какой эпиграф имеет пьеса «Гроза»? (Пьеса не имеет эпиграфа).
  14. О каком произведении Островский написал: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений»? (О «Бесприданнице»).
  15. В каких годах написана пьеса «Бесприданница»? (1874 - 1878)
  16. В каком  городе разворачивается действие пьесы «Бесприданница»? (В Бряхимове).
  17. Как назывался пароход Паратова? («Ласточка»)

За каждый правильный ответ командам присуждается один балл.

 

2. О ком идёт речь?

  1. Мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум мобиле (Кулигин)
  2. Молодой человек, конторщик Дикого (Кудряш)
  3. Вдруг ни с того ни с сего скажет, что не надо (Лариса)
  4. ... у него вся жизнь основана на ругательстве (Дикой)
  5. «А моцион-то для чего?» – «Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду» (Кнуров)
  6. Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец (Вожеватов)
  7. Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт. (Лариса)
  8. Ведь он мудрёный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя (Паратов).
  9. Сердца нет, оттого он так и смел (Паратов).
  10. Кажется, ничего б не пожалел за такого человека...   Он хороший актёр (Робинзон)
  11. Пополам перегнуло набок, совсем углом; так глаголем и ходит. Ах, беда! (Антон, тенор из хора).
  12. Молодой человек, небогатый чиновник (Карандышев)

 

3. Кому принадлежит реплика?

  1. Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой (Барыня).
  2. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует (Кнуров)
  3. Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь... Умереть бы теперь... (Катерина)
  4. Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться (Паратов)
  5. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хотьна край света, я бы всё шла за тобой и не оглянулась бы (Катерина)
  6. Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит (Лариса)
  7. Я, Лариса Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное (Паратов).
  8. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да ещё впереди- то сколько! (Катерина)
  9. Ах, кабы знали люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь (Борис).
  10. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! (Кулигин).
  11. ...   воспитание, знаете ли, такое уж очень нравственное, патриархальное получил (Вожеватов).
  12. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно (Паратов)

 

4. Узнать «зашифрованные» названия пьес Островского (шуточный конкурс):

1 команда:

«В чужую телегу ложись» («Не в свои сани не садись»)

«Богатство не достоинство» («Бедность не порок»)

«На единственного глупца не хватает сложности» («На всякого мудреца довольно простоты»)

«Ложь – плохо, а горе – хуже» (Правда - хорошо, а счастье - лучше»)

«Поле» («Лес»)

 

2 команда:

«Холодная голова» («Горячее сердце»)

«Лисицы и бараны» («Волки и овцы»)

«Дед Мороз» («Снегурочка»)

«Чужие звери – подерёмся» («Свои люди – сочтёмся»)

«Не всё собаке святки» («Не всё коту масленица»)

 

5. Конкурс капитанов

 

Задание: выбрать из набора карточек имена, отчества и фамилии героев, дать этому герою характеристику (из какого произведения этот персонаж, кто он). За каждый правильный ответ игрок получает один балл. Победит тот, кто назовёт больше имён персонажей пьес Островского.

 

Задание для команд: разгадать кроссворд. За каждое правильно вписанное слово команде присуждается один балл

 

6. «Литературоведческая дуэль»

 

Задание для команд: по очереди назвать особенности пьес Островского (новаторство драматурга). За каждую правильно названную особенность команда получает один балл.

 

7. Подведение итогов игры, награждение команд


 

Раздаточный материал

Карточки для 4 задания

 

 

Команда 1

 

  1. «Чужие звери – подерёмся»
  2. «Не всё собаке святки»
  3. «Лисицы и бараны»
  4. «Дед Мороз»
  5. «Холодная голова»

 

Команда 2

 

  1. «В чужую телегу ложись»
  2. «Богатство не достоинство»
  3. «На единственного глупца не хватает сложности»
  4. «Ложь – плохо, а горе – хуже»
  5. «Поле»

«По страницам Островского»

 

По горизонтали: 2. Что хотел установить в городе Калинове Кулигин? 6. Русский критик, увидевший в поступках и ощущениях Катерины «резкую несоразмерность между причинами и следствиями». 7. Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтёмся».

По вертикали: 1. В какой предмет, находившийся в руке Ларисы Огудаловой, стрелял Паратов? 3. Какой русский критик увидел в «Грозе» «поэзию народной жизни, смело, широко и вольно захваченную Островским»? 4. Элемент композиции драматического произведения, в котором заявляется конфликт драмы. 5. Известный театральный деятель С.А. Юрьев сказал: ««Грозу» не Островский написал... «Грозу» ... написала». Кто же, по мнению критика, «написал» эту драму?

«По страницам Островского»

 

По горизонтали: 4. Костромская купчиха, долгое время считавшаяся прототипом Катерины. 6. Пьеса А.Н. Островского, написанная на материале русского фольклора. 7. Вымышленный город на берегу Волги, в котором разворачивается действие «Грозы».

По вертикали: 1. В какой предмет, стоявший на голове Паратова, стрелял проезжий кавказский офицер? 2. Элемент композиции драматического произведения, в котором излагаются события, предшествовавшие непосредственному началу действия. 3. Русский критик, назвавший Катерину «решительным, цельным русским характером». 5. Какое сословие открыли для русского читателя и зрителя ранние пьесы А.Н. Островского?

Ответы на кроссворды

 

1

По горизонтали: 2. Громоотвод. 6. Писарев. 7. Банкрот.

По вертикали: 1. Монета. 3. Григорьев. 4. Завязка. 5. Волга.

 

2

По горизонтали: 4. Клыкова. 6. Снегурочка. 7. Калинов.

По вертикали: 1. Стакан. 2. Экспозиция. 3. Добролюбов. 5. Купечество.

 
Поделиться: