Литература / Уроки / АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

Рассмотрим, каким может быть алгоритм определения стихотворного размера на примере первого четверостишия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения.

Определение стихотворного размера сводится в основном к трём шагам. Размер стихотворения — это его ритм, который создаётся прежде всего чередованием ударных и безударных слогов. Отсюда:

1. Шаг первый. Подчеркнём все гласные, поскольку именно они образуют слоги:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит…

2. Шаг второй. Расставим ударения ( ˉ). Помните, что в русском языке есть слова (как правило, состоящие из одного слога), которые не имеют самостоятельного ударения. Чаще всего такими словами оказываются служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия; в некоторых случаях — местоимения. Однако следует иметь в виду, что в некоторых сочетаниях, напротив, служебная часть речи может «перетянуть» ударение на себя, и тогда стоящее рядом с ним слово лишится ударности: «неˉ был» (частица становится ударной, а глагол попадает в безударную позицию). Довольно часто такое явление встречается в народно-поэтической речи: воˉ поле, иˉз дому. Учтём эти особенности при расстановке ударений в нашем примере:

Выхожуˉ одиˉн я на дороˉгу;

Сквозь тумаˉн кремниˉстый пуˉть блестиˉт…

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Выˆоуˉ оиˉн я наˆ дооˉу;

Сквоˆзь туаˉн кре-мниˉ-стый пуˉть бле-стиˉт…

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

ˆ ˉ ˉ ˆ ˉ .

ˆ ˉ ˉ ˉ ˉ

Остаётся разделить наши строки на стопы — повторяющиеся ритмические фрагменты. Совершенно очевидно, что в нашем примере повторяющимся фрагментом будет такой: ˉ . Это и будет являться стопой стиха:

ˆ | ˉ | ˉ | ˆ | ˉ .

ˆ | ˉ | ˉ ˉ | ˉ

Итак, в каждой стопе содержится по два слога, первый из которых — ударный, значит, перед нами — хорей*. А поскольку каждом стихе содержится по пять стоп («хвостик» из одного слога после четвёртой стопы во второй строчке называется усеченной стопой), то размер стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» — пятистопный хорей.

 

______________

*Хорей — двусложная (т. е. состоящая из двух слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Ямб — двусложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ.

Дактиль — трёхсложная (т. е. состоящая из трёх слогов) стопа с ударением на первом слоге: ˉ .

Амфибрахий — трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: ˉ .

Анапест — трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге: ˉ.

 
Поделиться: