Литература / Подготовка к ЕГЭ / Основные мотивы лирики А.С. Пушкина
ГДЗ 1-11 классы

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством её вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии - Шекспир, во Франции - Расин, в Германии - Гёте, а у нас в России - Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал».

 

Где же истоки пушкинского творчества? Верно ли, что и у гениального поэта «всё начинается с детства»?

 

Сообщение о детских и юношеских годах Пушкина (первые поэтические впечатления мальчика Пушкина, его творческий порыв; первые литературные имена в жизни Пушкина, читательские и творческие представления).

 

Пушкин получил воспитание и образование, ориентируясь на европейскую культуру, в большей степени на французское Просвещение. С детства он одинаково свободно владел 2 языками - французским и русским. Круг его чтения в годы домашнего и лицейского учения составляют книги английских классиков, европейских писателей и произведения русских писателей. Другая русская литература была ему мало знакома, зато фольклор оказывал на его эстетический вкус постоянное и сильное влияние. С ранних лет Пушкин слушал сказки няни Арины Родионовны Матвеевой, бабушки М. А. Ганнибал, дворового Никиты Козлова.

Позднее, на Украине, на юге, в нижегородском Болдино, в краях Южного Урала и Оренбуржья Пушкин слушал и записывал сказки, песни, пословицы и поговорки. В 1824 году он писал из Михайловского брату: «вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем самым недостатки проклятого своего воспитания».

Таким образом, истоки творчества Пушкина, как и у любого человека, в детских и юношеских впечатлениях и переживаниях.

 

Обычно лавровый венок осеняет гения спустя многие годы, иногда столетия после ухода его из жизни. Но как вы встретите стихотворение, написанное в 1815 году и посвящённое отроком-поэтом своему сверстнику: «Кто как лебедь цветущей Авзонии....» Адресат стихотворения - Пушкин. Стихотворение написано певучим, протяжным, торжественным стихом без рифм, напоминающим величавые строки Гомера, поэтов Эллады и Рима. Откройте секрет этих строк! Кто автор? Гимн Пушкину, оду ему пропел Антон Дельвиг: лицеист славит лицеиста. Причём без тени сомнения в грамотной славе друга:


Пушкин! Он в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит  бессмертного

Апполон на Олимп торжествующий.....


Пушкину всего-то 15 лет!

Дельвигу вторит Кюхля - верный преклонению перед Пушкиным Вильгельм Кюхельбекер:

Счастлив, о Пушкин,

Кому высокую душу Природа,

Щедрая Матерь, дала.

Позднее на создания Пушкина отзывались его прославленные и маститые современники.

Н. И. Гнедич, переводчик «Илиады», по прочтении сказки «О царе Салтане»:

«Пушкин, Протей! Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!....»

В. А. Жуковский в письме 25-летнему Пушкину: «Ты имеешь не дарование, а гений..., Ты рождён быть великим поэтом: будь же этого достоин.., Плыви, силач!... По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

Гений Пушкина был предрешён ..

 

Как встретились с Пушкиным вы? Каким вы представляете поэта? Что для вас Пушкин - его биография, даты, события жизни, окружение: Арина Родионовна, писатели-современники, друзья и недруги - или всё-таки строки и страницы, созданные Пушкиным, его поэзия и проза?

 

Чтение любимых строк Пушкина.

 

Литературная викторина по творчеству А. С. Пушкина.

 

Знаете ли вы?

Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 г. при переходе с младшего трёхлетнего курса лицея на старший? («Воспоминания в Царском Селе»)

Когда и в связи с чем Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (Портрет с подписью «Победителю - ученику от побеждённого учителя» в 1820 г. с окончанием поэмы «Руслан и Людмила»)

В основе какого Пушкинского стихотворения лежит летописный рассказ, приведённый Н Карамзиным в пятой главе первого тома «Истории Государства Российского»? («Песнь о вещем Олеге)

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»)

Какое стихотворение написано 16 июля 1827 года в связи с годовщиной казни декабристов? («Арион»)

В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «земницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»)

К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»? («Повести Белкина»)

Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Толстого? («Кавказский пленник»)

В каких произведениях изображён Пётр I? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)

Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»? Кто написал музыку к нему? (А. Керн, М.И.Глинка)

Кем написаны наиболее известные портреты Пушкина? (Кипренский, Тропинин)

О каком портрете Александр Сергеевич сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (Кипренский)

В содружестве каких художников было написано полотно на сюжет стихотворения «К морю»? (Репин, Айвазовский)

Какие кинофильмы сняты по произведениям А. С. Пушкина? («Станционный смотритель», «Метель», «Капитанская дочка», «»Барышня-Крестьянка», «Моцарт и Сальери», «Дубровский», сказки, (мультфильмы))

 

В лицейские годы появилось небольшое стихотворение «Роза»:

 

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

 

Эти строки изумляют простотой, безыскусностью и одновременно изяществом. Трогает досада и горечь поэта. Недоумение в первых же строках, в их настойчивых вопросах. Чувствуется, как пробует поэт утешить себя и друзей извинениями перед розой, прощанием с ней: «Цветку скажи: Прости, жалею!.»

 

Что означает странное слово «лилея»? (Всем знакомая лилия. Поэт даёт цветку своё, непривычное имя, в котором таится что-то особенное, что не так легко определить, что-то от «лелеять»- ласкать, нежить).

 

Почему стихотворение завершается упоминанием о «лилеи»? (Это как единственное утешение: она так быстро не увянет, как роза, и будет долго радовать нас)

 

Но разве заменит лилия розу? (Почему бы и нет, тем более что под пером поэта лилия из обычного примелькавшегося цветка стала загадочной «лилией», едва ли не розой…).

 

Небольшое стихотворение (12 строк), на первый взгляд простое и бесхитростное, в котором ничего особенного не происходит, но при более доскональном прочтении в нём выявляется иной смысл. Поэт заставляет очень внимательно относиться к каждому слову.

 

Пережив увлечение разными литературными стилями – классицизмом, романтизмом, усвоив их язык и жанр, поэт пошёл дальше и открыл более широкую сферу реализма. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Всё было подвластное его таланту, его фантазии, ходу мысли. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушёл настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

В тяжёлые времена постдекабристской реакции для людей, сохранивших честь и достоинство, Пушкин оставался выразителем надежд на будущее. Посреди глубокого отчаяния, когда страна погрузилась во мрак террора и репрессий, «только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь, - по словам А. И. Герцена, - продолжала эпоху прошлого, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в далёкое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением».

Идеал человека для Пушкина – образ героя обыкновенного, то есть человека, чей ум и нравственность образованы  желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить всё, что назначено судьбою, - не более и не менее.

 

Творчество А. С. Пушкина многогранно.

 

Вспомните, каковы главные темы пушкинской лирики ? (Назначение поэта и поэзии, любовь и дружба, русская природа, философские размышления о жизни, вольнолюбивая, лирика).

 

Рассмотрим некоторые темы на примере отдельных стихотворений.

Русская природа (пейзажная лирика)

Пушкин был первым поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Поэзия для Пушкина – это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворённая в «вечной красоте» этого мира.

Стихотворение «Зимнее утро» (1829 год).

Почему так пленительно это стихотворение?

 

А какое настроение появляется, услышав известные с детства строки: «Мороз и солнце! День чудесный!»? И что такое пушкинское «Зимнее утро»?

 

Какие картины его сохранила ваша память? Вот наугад, 2 из них:

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет.

В чём магия этих строк?

 

Что особенно изумляет в этом стихотворении? (Наверное,  всё-таки неожиданный поворот в стихотворении  с «мороза и солнца», после недавней «бури» и сегодняшнего ослепительного снега мы вдруг попадаем «в озарённую янтарным блеском» комнату!)

 

Решился ли кто-то из поэтов посвятить строки столь будничному? ( Преображение привычного, повседневного, заведомо «непоэтичного»:

Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки….»

Каково вам в этой комнате, вдруг озарённой «янтарным блеском», и откуда он взялся, это «блеск» поэтической картины?...

 

Не просится ли она на рисунок? Попробуйте создать его хотя бы в воображении.

 

Почему Пушкинские строки то и дело хочется…. «нарисовать»?

 

Мы прочитали лишь несколько строк «Зимнего утра», словно забыв всё стихотворение. Вас не наталкивает это на какое-то открытие в пушкинской поэзии? (В ней отдельная картина, а иной раз одна единственная строка настолько ёмка, в ней, как заметил Гоголь, такая «бездна пространства», что она приобретает завершённость, хотя это всего лишь крохотная часть стихотворения)

 

Может быть,  вспомните пушкинские строки, оставшиеся в памяти независимо от стихотворения: оно забыто, а строка - одна-единственная запомнилась навсегда…..

 

Любовь и дружба

Дружба для Пушкина – щедрость душевная, благодарность, доброта. Культ дружбы, присущий Пушкину, зародился ещё в лицее. И выше уз дружбы для поэта нет ничего.

Любовная лирика Пушкина – это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта – «святыня». В лицее любовь предстаёт поэту как одухотворяющее страдание; в период южной ссылки любовь- слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения. Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность.

 

Чтение и обсуждение стихотворения «Я помню чудное мгновение..» (1825 год)

Ваши впечатления от пушкинских строк? В чём тайны пленительности стихотворения, в котором мы словно уже  слышим романс М. И Глинки?

 

Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание строк, в их мелодию.

 

Тайна звуков у Пушкина – гласных и даже согласных … Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье – виденье - вдохновенье - упоенье; безнадёжный -нежный; ты – красоты-мечты-черты) и даже повтор строк?

 

Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти звуки и слова?

 

Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.. Ваши новые открытия? Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительные строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.

 

Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудесное мгновенье», образ любимой? В чём их тайна?

 

Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нём жизнь поэта, его судьба.

Последовательно, хотя и обобщённо прослежена в стихотворении жизнь самого поэта. Легко узнать по первым строкам давнюю встречу с Анной Керн, а во второй строфе («В томленьях грусти безнадёжной…»)- молодого Пушкина  в светском Петербурге. Третья строфа  («Шли годы… Бурь порыв мятежный развеял прежние мечты…») указывает на романтический юг, четвёртая обращает память к началу ссылки в Михайловское. То есть, каждый период в жизни поэта рисуется им очень кратко, но предельно точно.

Это стихотворение становится краткой духовной опоэтизированной биографией Пушкина. Увиденный им «гений чистой красоты» помог вновь постичь красоту жизни  и вызвал поэтическое вдохновение.

 

Звучит романс М. И. Глинки на слова «Я помню чудное мгновение».

 

В музыке своего романса композитор воспроизвёл торжественный взлёт радости и восторга. Романс был написан уже после смерти Пушкина и посвящён А.И Глинкой дочери А. П. Керн.

Наверно, музыкальное произведение столь ярко не может выразить глубочайшую философичность пушкинского произведения. Это, скорее всего, подвластно лишь слову.

Каждым своим словом о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделённая, - огромное счастье, облагораживающее человека.

 

О поэте и поэзии.

- Эта тема проходит через всё творчество Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения,  происходящие в мировоззрении поэта.

 

Стихотворение «Пророк» (1826год) было написано Пушкиным после расправы с декабристами.

 

Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт – избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу.

Это стихотворение сюжетное, в нём изображён процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой.

 

Найдите славянизмы, определите их значение. Но христианский миф, библейский колорит – это лишь одеяние, художественный приём. За аллегорией и символикой отчётливо проступает сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Всё то житейское содержание, что наполняет сердце и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной…. Поэт выделяется из общей массы. Он выше её. Но это избранничество  покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь.

 

Как показывает Пушкин рождение поэта? («Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир; «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а в место трепетного сердца – «угль, пылающий огнём»).

 

Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна ещё высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, даёт смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтичным словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает  божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несёт только перед Творцом.

 

Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдём всё: и реальные портреты времени, и философские размышления  о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движение человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

 

Стихотворение «Вновь я посетил…» (1835) -  в нём звучит тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего. Стихотворение Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское.

 

Послушайте отрывок из письма поэта к жене: «В Михайловском нашёл я всё по- старому, кроме того, что нет уже в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

Чтение стихотворения «Вновь я посетил». Сравните ход поэтической мысли в письме к жене.

Созерцание родных мест, русской природы рождает в нём воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трёх сосен, «молодой семьи», « племени младого, незнакомого», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Сходство между стихотворением и письмом жене прослеживается и в некоторых деталях, и в энергическом настроении. Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Уже в начале произведения поставлена важная проблема: непрерывное обновление – закон природы;

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зелёная семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети…..

В письме Пушкин полушутя, полусерьёзно признаётся, что ему «досадно» смотреть на бойко растущую «сосновую семью», потому, что сам стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое». Причём,  «племя» не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, и в заключительных строках появляется образ внука, который «вспомянет» о поэте.

то не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях.

 

Вольнолюбивая лирика

 

В 1812 году Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юноши.

Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов.

На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей 18 века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями – лицеистами – Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

 

- Стихотворение «Деревня» (1819 г) – Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя – беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов».

 

Первая часть стихотворения – приготовление к гневному приговору, который произнесён во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», та как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта – естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества» способен ужаснуться «барству дикому» и « рабству тощему». Поэт негодует:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

 

Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далёкой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарёй»

В историю России А. С. Пушкин вошёл как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина, – говорил Белинский, - была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов».

На протяжении всего своего творческого пути поэт был «с веком наравне», оставался великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Все виды поэзии,  к которым прикасался А. С. Пушкин (поэзия, драматургия, проза, заметки, письма, критические статьи),  несут на себе печать его гения.

Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной и  пейзажной лирики. Пушкин первый показал читающей публике «поэзию во всей её очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

 

 

Используемая литература:

 

1. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. – М, 1974 – Т.1.

2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А.- Детская литература. Учебное пособие. – М., 1997 г

3. Аркин И. И. – Уроки литературы в 9 классе – М., 2001

4. Золотарёва Н. В.., Михайлова Т. И. – Поурочные разработки по русской литературе – 10 класс – М., 2002

5. Маранцман В. Г. – Тайна Пушкина. (Школьный анализ текста и законы художественного мышления). - Киев - ж. « Русский язык и литература» № 1, 1992

6. Поэты пушкинского круга. – М., 1983

7. Тыняков Ю. Н. – Пушкин и его современники. - М., 1969.

Похожие материалы
 
Поделиться: