Литература / Анализ стихотворений / Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…».

Сравнительный анализ стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…».

 

Чудная картина,                                Облаком волнистым

Как ты мне родна:                             Пыль встает вдали;

Белая равнина,                                   Конный или пеший –

Полная луна,                                      Не видать в пыли!

Свет небес высоких,                          Вижу: кто-то скачет

И блестящий снег,                             На лихом коне.

И саней далеких                                 Друг мой, друг далекий,

Одинокий бег.                                   Вспомни обо мне!

1842                                                                                                        1843

Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо. Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.

Стихотворения «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…» о природе. В этих пейзажных зарисовках нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие обобщенные картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета. Но в стихотворении «Чудная картина…» изображение ясное и четкое: употреблены конкретные существительные «равнина», «луна», «сани». Причем, во второй строфе возникает повтор-перифраз: «белая равнина» - «блестящий снег», «луна» - «свет небес». Выразительность и четкость изображения усилены контрастным цветовым рядом: снег и силуэт саней на нем - ночное небо и диск луны на нем. Такую картину очень легко представить. В картине стихотворения «Облаком волнистым…», напротив, главенствуют неясность и нечеткость: «пыль», «не видать», «кто-то». В стихотворении «Чудная картина…» эпитет – основное изобразительное средство, эпитеты определяют и взгляд, и отношение лирического героя. Эпитеты «высоких», «далеких», «полная» подчеркивают безграничность пространства, взгляд лирического героя охватывает все изображенное. Умиротворенно-любовное состояние выражено с помощью оценочных эпитетов «чудная», «родна». В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечеткость, кроме того, задает мотив движения. Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далеком». Появляется еще один персонаж. Эпитет «далеком» усложняет художественное пространство. Более сложным и разветвленным ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания всегда связаны с прошлым. Таким образом, сознание лирического героя из настоящего  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблен в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание. Лирическое «Я» стихотворения «Чудная картина…» существует только в настоящем. В этом стихотворении нет ни одного глагола (прием «безглагольности» - художественное открытие А.А. Фета, вызвавшее немало разноречивых откликов у его современников). Настоящее время передается  назывными предложениями и составным именным сказуемым с нулевой связкой: «Как ты мне родна…». Мотив пути отчетливо проявляется лишь к концу стихотворения:

И саней далеких

Одинокий бег.

Мотив пути, движения и в том и в другом стихотворении задан и хореем, правда, в стихотворении «Облаком волнистым…» движение более ощутимо, более динамично благодаря глаголам движения «встает», «скачет». В двух последних стихах внешнее движение сменяется внутренним - движением мысли, чувства, памяти. И мотив памяти звучит сильнее, чем мотив пути.

Стихотворение «Чудная картина…» - это одно сложное синтаксическое целое; так передано целостное восприятие природы, взаимосвязь с окружающим миром, в котором важно все. Ощущение целостности, гармонии, одинаково любовного восприятия всего окружающего усиливается синтаксическим параллелизмом (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег». Присутствие живых существ в этом безмолвном белом пространстве, равно как и мотив пути, вводится инверсией: «И саней далеких…». Кроме того, единственное предложение - по цели высказывания повествовательное, что также передает спокойное, умиротворенное состояние лирического героя. Это спокойствие и умиротворение не может поколебать даже восклицательная частица «как»; она лишь добавляет толику восхищения, спокойного внутреннего восхищения, для которого не требуется какого-то особого внешнего выражения. Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно из восклицательных – побудительное. Это создает настроение тревожно-ностальгическое, подчеркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.

Композиции одинаковы: каждое стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. Но все сказанное ранее подводит к выводу: они написаны с разной целью. Создавая стихотворение «Чудная картина…», поэт хотел показать красоту и очарование зимней ночи, наполняющей душу лирического героя спокойной любовью и умиротворением. А стихотворение «Облаком волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Обращения  усиливают это идейное различие. В первом стихотворении это обращение к природе:

Чудная картина,

Как ты мне родна…

Во втором – это обращение к близкому человеку:

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне.

Перечень основных вопросов, которые необходимо задать учащимся на уроке по сравнительному анализу стихотворений А.А. Фета «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»:

  1. О чем каждое стихотворение?
  2. На этих картинах представлен общий вид или детали?
  3. В каком стихотворении окружающий мир изображен более ясно и четко? Как достигается ясность и четкость изображения? Какие слова подчеркивают неясность, нечеткость изображения в другом стихотворении?
  4. В каком стихотворении цветовой ряд помогает представить словесную картину?
  5. В каком из стихотворений основным изобразительным средством является эпитет? Каково назначение эпитетов и в одном, и в другом стихотворении?
  6. В каком стихотворении взгляд лирического героя сосредоточен на определенном предмете, а в каком охватывает всю картину?
  7. В каком стихотворении лирический герой связан только с настоящим, а в каком художественное время кажется более сложным? В чем это проявляется?
  8. Какие мотивы ощущаются в каждом стихотворении? Какой мотив задан стихотворным размером?
  9. Каким чувством и настроением проникнуто каждое стихотворение? Какими средствами это настроение выражено?

А) Из скольких предложений состоит каждое стихотворение?

Б) Каковы эти предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

В) В каком стихотворении настроение выражено и с помощью синтаксического параллелизма?

Г) Какая рифмовка в каждом стихотворении?

10.Какова идея каждого стихотворения? Как помогают выразить основную мысль обращения?

 

 

Ответы на эти вопросы фиксируются в таблице.

«Чудная картина…»

«Облаком волнистым…»

Ясность, четкость изображения:
«равнина», «луна», «сани» – конкретные сущ.

Изображение неясно, нечетко:
«пыль», «не видать», «кто-то».

Зима, лунная ночь.

Вероятно, лето, день.

Цветовой ряд: желтый диск луны на темном ночном небе, черный силуэт конного экипажа на белом снегу.

Цвет, может быть, серый.

Основное изобразительное средство – эпитет: «белая», «блестящий» – рисующие; «чудная», «родна» – оценочные; «высоких», «далеких», «полная» – пространственные.

«Волнистым» - задает и нечеткость изображения, и мотив пути; «лихом» - усиливает мотив пути; «далекий» - усложняет пространство и время.

Повтор-перифраз: 1 строфа – «белая равнина», 2 строфа – «снег»; 1 строфа – «луна», 2 строфа – «свет небес».

 

Взгляд лирического героя охватывает все изображенное – пространство огромное («высоких», «далеких», «полная»).

Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре («кто-то скачет»).

Лирический герой связан только с настоящим, поглощен видимой картиной.

Видимое  («встает», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени)  побуждает вспомнить  (прошлое – «вспомни» - будущее) о «друге далеком» (еще один персонаж – «друг», еще одно пространство – «далекий»).

Мотив пути проявляется в конце стихотворения: «бег». Написано хореем, размером, передающим движение, динамику. Нет ни одного глагола.

Мотив пути («встает», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и ты вспомни обо мне). Хорей передает внешнее и внутреннее движение.

Состоит из одного предложения – целостность восприятия, гармония с окружающим миром.

Состоит из трех предложений – нет целостности: одно выдвигается на первый план, другое отодвигается.

Повествовательное невосклицательное предложение выражает спокойное, умиротворенное настроение.

Два предложения восклицательные, одно из них побудительное – тревожное настроение, переходящее в ностальгическое.

Синтаксический параллелизм (прилагательное + существительное): «чудная картина», «белая равнина», «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег».

 

Стихотворение состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка перекрестная, рифма точная.

Состоит из двух строф, по четыре стиха в каждой. Рифмовка условно-перекрестная, так как первая и третья строчки каждой строфы не рифмуются.

Идея – показать красоту и очарование зимней ночи.
Обращение к природе – «чудная картина».

Идея – пробудить воспоминания о близком человеке.
Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» - повторяется дважды.

 

Похожие материалы
 
Поделиться: